«Банзай» Казахстан, сентябрь 2007, http://banzay.kz/, http://banzay.kz/?pg=view&vip=27&razd=11&id=128

Жанар Мухамедиярова

 

Дон Кихот науки

Без фантазии нет науки
А.П.Казанцев

Генератор идей, возмутитель спокойствия, подвижник мечты – таких эпитетов удостоился выдающийся военный инженер и писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев в критической литературе, 100-летие которого отмечают в сентябре с.г. многочисленные почитатели его таланта. Друзья и журналисты называли его человеком эпохи Возрождения, Мастером, профессиональным фантазером и аксакалом научной фантастики. Уроженец города Акмолинска (ныне Астана) стал достойным представителем своего времени - золотой эпохи советской технической мысли.

А.Казанцев прожил долгую и интересную жизнь, написав более 120 произведений, в том числе около 30 научно-фантастических романов, переведенных на 25 языков мира, однако литературной деятельности предшествовала не менее насыщенная жизнь инженера-металлурга и военного конструктора. Выпускник Томского технологического института сразу же после окончания ВУЗа был назначен главным механиком Белорецкого металлургического завода. В Белорецке он прошел прекрасную инженерную школу, здесь же начались его научные изыскания, зачастую переходящие за рамки металлургии. Работая над модификацией производственного процесса перегонки вагонеток, молодой Казанцев неожиданно для самого себя приходит к мысли о конструировании межконтинентального электрического оружия. Идея создания электропушки приводит его в Москву. Красные комиссары Г.Орджоникидзе и М.Тухачевский оценили новаторство Казанцева, предложив ему работу в подмосковном городе Подлипки на артиллерийском заводе. Принцип изобретения Казанцева был чрезвычайно прост – разгонять снаряд не порохом, а последовательно включающимися электромагнитами. Однако в тот период невозможно было найти подходящий источник энергии для этого устройства – «розетка» для прибора должна была быть «Ниагарой в спичечном коробке». Мысль ученого была признана «опережающей», и чертежи Казанцева отправились в архив до лучших времен. Другое изобретение Казанцева нашло практическое применение на полях Великой Отечественной войны. Он придумал и совместно с профессором Иосифьяном сконструировал танкетку – сухопутную торпеду. Специально для производства танкеток был создан завод, в шутку прозванный «Институтом имени Жюля Верна», а позднее ставший ВНИИ электромеханики. Это изобретение, предназначенное первоначально для обороны Москвы, прошло испытание в боях на Керченском полуострове и даже помогло прорвать кольцо Ленинградской блокады. Уйдя на фронт рядовым солдатом, Казанцев вернулся с войны в чине полковника и с орденом Красной Звезды на груди. Танкетки Казанцева и Иосифьяна теперь можно увидеть в Музее боевой славы на Поклонной горе.

Многие изобретения талантливого механика получали жизнь в его литературных произведениях. Еще до войны Казанцев и руководитель Ленинградского дома ученых Шапиро Израиль Соломонович приняли участие во Всесоюзном конкурсе научно-фантастических сценариев (1935г.). Их сценарий «Аренида» о том, как с помощью электроорудий человечеству удалось разрушить падающий на Землю астероид, получил высшую премию и положил начало трудам Казанцева на литературном поприще. По просьбе ДетИздата Казанцев написал на основе «Арениды» свой первый фантастический роман «Пылающий остров» (1935). Роман печатался на страницах «Пионерской правды», и как признавались в шутку многие ученые, им пришлось втайне поменять подписку с обычной «Правды» на «Пионерскую». Неутомимый Казанцев переписывал и дорабатывал «Пылающий остров» 14 раз, работая над романом-первенцем около 40 лет! В Ленинграде упорно распространялись слухи о конце света, о котором «напророчил» Казанцев в своей книге, писателя чуть не объявили сектантом. В романе пришлось многое поменять. Последняя редакция «Острова» вышла в 1975 году.

После войны появляется рассказ Казанцева «Взрыв» (1946), повествующий о Тунгусском метеорите. В нем писатель излагает свою версию того, что же на самом деле произошло в глухой тайге в далеком 1908 году. По мнению писателя, в тайгу упал не метеорит, а произошла катастрофа инопланетного зонда, повлекшая ядерный взрыв. Эта мысль настолько всколыхнула общественное мнение, что, казалось бы, навечно похороненная тунгусская загадка через многие десятилетия вновь захватила умы тысяч людей. Ученые, словно, не замечали рубрику, под которой был размещен рассказ в журнале, воспринимая его как научный доклад и устраивая жаркие дебаты. К Подкаменной Тунгуске был организован ряд научных и любительских экспедиций. С тех пор вопросы внеземных цивилизаций и возможных контактов с инопланетянами становятся одной из центральных тем в творчестве Казанцева. Именно с этой неудобной для ортодоксальной науки позиции писатель-фантаст пытается осмыслить многие «пятна истории» человечества: сказания разных народов о Сынах Неба, «одетые в скафандры» японские статуэтки догу (которым 4500 лет), каменные шары в Южной Америке, пирамиды и т.д. Рекордное количество версий на данную тему можно встретить в ярчайшем романе «Фаэты» (1968-1971). Здесь писатель пытается раскрыть секреты «красной планеты», великих катаклизмов на Земле, вызвавших гибель Атлантиды и поднятие Анд, появление на земном небе Луны, отсутствие промежуточного звена в эволюции от животного мира к человеку и прочее. Самое интересное в том, что толчком к рождению «Фаэтов» послужила беседа с великим физиком 20 века Нильсом Бором, который согласился с дерзкой идеей Казанцева о том, что обнаруженные скопления астероидов между Марсом и Юпитером – это не результат столкновения кометы с планетой, условно названной астрономами Фаэтоном, а ядерный взрыв, произведенный на этой планете разумными, но агрессивными существами.

Тема инопланетных контактов в далеком прошлом, в конце концов, привела к появлению целого учения – палеоуфологии (палеокосмонавтики), основоположником которого по праву считается Казанцев. У писателя появились последователи. В одном из интервью Казанцев описал свое знакомство в начале 70-х годов с неординарным, не от мира сего, человеком – Валентином Терешиным, армейским программистом. «Марсианин» - так назовет Казанцев своего нового друга за его поистине внеземные познания и необыкновенную внешность. Терешин утверждал, что многое из того, что он знает, внушалось ему внеземным разумом. С результатами этих «внушений» он знакомил Казанцева. Эти изыскания дорабатывались по просьбе Казанцева ученым В.Авинским (Тюриным), так появлялись сенсации, о которых, впрочем, никто из них трубить на весь мир не собирался из-за боязни попасть в «психушку». К примеру, выяснилось, что в мегалитической постройке Стоунхендж в Англии закодированы все параметры Солнечной системы - в развалинах древнейшей обсерватории заложены основные модули всего сущего на Земле и во Вселенной, так называемая альфаметрика. То есть, угол альфа (32,72°), построенный на пентаграмме, вытекающей из 11-угольника, где определенные стороны соединяются линиями и проводится угол. А этот угол лежит в основе всего сущего. Все естественные образования кратны этому углу и цифре 11, являющейся всемирным модулем, заложенным во всем, от микро- до макромира.

В память о Терешине А.Казанцев напишет рассказ «Колодец лотоса» и рядом со своей фамилией поставит необычную фамилию Мариан Сиянин. В рассказе дана подробная расшифровка Терешиным задачи древнеегипетских жрецов храма бога Ра, раскопанного в 1912 году в Египте.

Единомышленники писателя появились и за рубежом – знаменитый фильм археолога и исследователя Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» в немалой степени обязан своим успехом идеям Казанцева. Совместно с американским ученым-уфологом Жаком Валле Казанцев разрабатывает одну из своих последних теорий, нашедших отражение в романе «Альсино». Книга эта, к сожалению, была издана малым тиражом, т.к. идея, изложенная в ней, показалась книготорговцам слишком безумной, чтобы претендовать на жанр романа-гипотезы. Суть «сумасшедшей» идеи такова: наша Вселенная, согласно теории подобия, на основе которой построена вся современная кристаллография, одиннадцатимерна. Это можно представить себе как три трехмерных мира, разделенных, как этажи дома, двумя измерениями-перекрытиями. В каждом из этих самостоятельных миров время течет по-разному. Соответственно и развитие их разное – это мир, в котором мы живем, первобытный «прамир» и опережающий наше развитие «неомир». Миры обладают свойством контактировать между собой по временным перекрытиям-переходам. Из «прамира» в наш мир приходят снежные люди или йети, а из «неомира» залетают НЛО. Существование трех параллельных миров Казанцев объясняет и на другом, более простом, примере – если бросить камень в воду: пойдут круги, и каждая последующая волна будет копией предыдущей - но не полным аналогом! Так и эти миры - оставляют след в слоях времени, и идущая следом волна жизни, как программу использует проложенную колею и повторяет то, что было. Получается, через несколько столетий наши потомки пересядут в тарелки, но это будут не те знаменитые «зеленые человечки» с антенками на голове, а всего лишь граждане нашего мира, дошедшие до схожих высоких технологий в процессе эволюции. Подобные свои мысли Казанцев называл фантастикой «дальнего прицела», намного опережающей время и потому кажущейся просто псевдонаучной сказкой.

Очень много произведений написано Казанцевым с «ближним прицелом». Здесь его гипотезы и открытия находили воплощение уже при жизни писателя. К примеру, в трилогии «Арктический мост» им описывается гигантское сооружение – водный туннель длиной 4 000 км ., и если в период работы над книгой (1939-1946) эта идея была сверхфантастична, то сейчас мало, кто не знает о знаменитом туннеле Ла-Манш, соединившем под проливом Англию и Францию. Космонавт Георгий Береговой отмечал, что задолго до того, как первый отечественный луноход проложил колею на спутнике нашей планеты, Казанцев предвосхитил в своей повести «Лунная дорога» (1960) основные элементы его конструкции. А в фантастическом романе «Сильнее времени» (1964-1972) Заслуженный деятель науки и техники, профессор М. Протодьяконов насчитал почти сто авторских научно-технических открытий и изобретений.

Кстати, свое первое военное изобретение – электропушку – писатель позднее предлагал переориентировать на мирные цели, превратив ее в устройство для разгона грузовых космических кораблей. По этому принципу на западе уже созданы катапульты для разгона самолетов на палубах авианосцев. А в США (на уровне проекта) существуют катапульты космического разгона. Как отмечал сам Казанцев, американское ЦРУ активно штудировало не только техническую, но на всякий случай и научно-фантастическую литературу СССР. Возможно, поэтому некоторые интересные идеи из безобидных советских книжек перекочевывали в настоящие проекты за океаном.

В круг увлечений технаря-Казанцева входила также и история. Он, как всегда блестяще переосмысливал в своих произведениях давно затертые факты и «обсосанные» со всех сторон темы, заставляя иначе взглянуть на них. Вслед за Александром Дюма Александр Казанцев в романах «Острее шпаги» и «Клокочущая пустота» переносит читателей во Францию 17 века. Но если у Дюма это эпоха придворных интриг и дуэлей, то у Казанцева – эпоха великих умов – математика Пьера Ферма, над теоремой которого до сих пор бьются ученые всего мира, и Сирано де Бержерака, писателя, вольнодумца и провидца. Казанцев настолько проникся изображаемой эпохой, что написал ряд удивительных по красоте сонет, а стиль писателя стал витиеватым и изящным, в духе того времени. Последние произведения писателя «Озарение Нострадамуса» и «Ступени Нострадамуса» рассказывают о жизни самого неординарного человека средневековья. Между прочим, Казанцев считался лучшим переводчиком катренов Нострадамуса, знатоком его творчества.

Не одно поколение советских людей выросло на книгах Казанцева, которые повлияли на их жизненный и профессиональный выбор. Знаменитый космонавт Георгий Гречко именно Казанцева «винил» в том, что он стал служить космосу. Многие через творчество писателя, особенно прочитав его книгу «Дар Каиссы», увлеклись шахматами. Целых пятнадцать лет Казанцев был председателем Центральной комиссии по шахматной композиции СССР и 10 лет - вице-президентом Постоянной комиссии по шахматной композиции ФИДЕ. Казанцеву был присвоен титул Международного мастера, а затем и гроссмейстера шахматной композиции. А в 1964 году ему присудили золотую Олимпийскую медаль ФИДЕ за лучший шахматный этюд.

А еще Казанцев сочинял фортепьянные концерты, вел исследования в области протезирования сердца (один из первых придумал электростимулятор для сердца - подкожную электростанцию) и мечтал о торжестве коммунизма. Писатель, переживший век, живо интересовался реформами теперь уже в постсоветских республиках. Будучи купеческим сыном и внуком скотопромышленника, тем не менее, Казанцев тяжело переживал крах советской системы. До конца жизни он оставался верным коммунистическим идеалам, считая, что, как учение коммунизм был совершенен, отождествляя его с мировыми религиями. Одними из первых коммунистов он называл Будду и Иисуса Христа. По его убеждению, к нам коммунистическое учение пришло слишком рано, «мы оказались не готовы к нему».

Как рассказал главный редактор казахстанского литературно-художественного и общественно-политического журнала «НИВА» Владимир Романович Гундарев, А.Казанцев всегда поддерживал тесную связь с городом своего детства. Наш знаменитый земляк высылал свои книги местному историко-краеведческому музею, а в начале 90-х годов сотрудничал с журналом «НИВА». Последней публикацией (в 2001 году) на страницах этого издания стал мнемонический роман «Будет буря», написанный вместе с сыном Никитой. В 1996 году в связи с 90-летием писателя решением Акмолинского маслихата А.Казанцеву было присвоено звание Почетного гражданина Акмолы, соответствующие знаки были вручены ему на юбилейном вечере в Москве. Кстати, как поделился В.Р.Гундарев, старинный дом Казанцевых располагался в Акмолинске неподалеку от нынешнего пр. Абая, возле Дома министерств.

В это трудно поверить, но очень многие факты из биографии этого замечательного человека остались за скобками, поскольку объять необъятное творчество человека, прожившего 96 лет и до последнего дня работавшего, творившего и мечтавшего, невозможно. Отметим только, что труды А.Казанцева были удостоены многочисленных государственных наград и литературных премий. В том числе – специальной международной премии Третьего Всеевропейского конгресса фантастов (1976) и премии Союза писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» - «Аэлита» (1981), за вклад в научную фантастику. А всем, кто еще не знаком с творчеством фантаста, предлагаем зайти на сайт, посвященный вековому юбилею А.П.Казанцева http://www.akazantsev.ru/. Здесь вы найдете полное собрание сочинений писателя в электронном варианте и воочию убедитесь - это был настоящий Мастер!

Жанар Мухамедиярова

«Банзай» Казахстан, сентябрь 2007, http://banzay.kz/, http://banzay.kz/?pg=view&vip=27&razd=11&id=128