"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ"  N 103 (12876), вторник, 5 сентября 2006 г .

Юрий СЕНЧУКОВ,

кинорежиссер.

Москва.

Планета Казанцева

Слово о фантасте

В истории человечества есть много замечательных людей, стремившихся раздвинуть рамки познания окружающего мира. Одним из них был русский советский писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев, столетие со дня рождения которого мы отметили в эти дни.

В краткой статье почти невозможно описать тот колоссальный литературный труд, который совершил этот человек. Его повести, романы, стихи, рассказы переведены на десятки языков мира, изданы миллионными тиражами.

Александр Петрович был блестящим публицистом, сотрудничал со многими газетами, радио, телевидением, кино.

Родился Александр Петрович 2 сентября 1906 года в городе Акмолинске, нынешней столице Казахстана — Астане, в богатой купеческой семье. Разносторонние способности ребенка поражали близких: от родителей Саша унаследовал любовь к музыке и умилял взрослых исполнением на фортепиано произведений Бетховена, Моцарта, Шопена. Также с детского возраста Саша удивлял своих окружающих, обыгрывая взрослых в шахматы. Позже, став студентом Томского технологического института, он поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями.

После окончания института молодой специалист получил назначение на Белорецкий металлургической комбинат и работал главным механиком. Здесь же он сделал свое первое изобретение, которое существенным образом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Он изобрел «электрическую пушку», которая, по его расчетам, могла бы стрелять на огромные расстояния и не только на земле, но и в космосе.

На демонстрации модели изобретения присутствовали С.Орджоникидзе и М.Тухачевский. В результате Казанцеву предоставили свою лабораторию.

Работа над «электрической пушкой» позволила Казанцеву встречаться с такими великими физиками, как Абрам Иоффе и лауреат Нобелевской премии Петр Капица.

Как-то Иоффе посоветовал Казанцеву принять участие в Международном конкурсе на лучшее либретто научно-фантастического фильма. И, как говорится, смотрел в корень — сценарий Казанцева «Аренида» победил на конкурсе. Случилось это в 1936 году. Однако режиссер Эггерт, взявшийся за постановку, был репрессирован, и фильму не суждено было осуществиться. Но неожиданно издательство «Детгиз» предложило Казанцеву написать по своему сценарию приключенческо-фантастический роман для детей. Так сценарий «Аренида», где советские ученые спасают Землю от летящего на нее астероида, расстреляв его из «электрической пушки», превратился в известный роман «Пылающий остров».

Неуемная творческая энергия писателя искала выхода. Он принимал участие во многих творческих и научных конкурсах. Так, например, для участия во Всемирной выставке «Мир завтра» в Нью-Йорке он выиграл в конкурсе механизмов и поехал в Америку в качестве главного инженера Советского павильона, где он работал почти год.

Но вскоре ему пришлось возвращаться. Началась война. Казанцев со своим другом профессором Иосифьяном создали завод-институт, где собрали лучших конструкторов и изобретателей, которым поручалось реализовать самые смелые идеи для укрепления технического вооружения Красной Армии и незамедлительного применения на полях сражений. А под конец войны уже получивший звание полковника Казанцев отправляется в качестве уполномоченного Государственного комитета обороны в провинцию Австрии Штирию реквизировать заводы концерна Германа Геринга вместо уничтоженных нацистами советских предприятий. Сделал он это так быстро и профессионально, что местные промышленники, отдавая дань его таланту инженера, прозвали советского полковника вице-королем Штирии. Но все сильнее захватывает инженера Казанцева зов писательского труда, и он решает перейти полностью на литературную работу.

В 1946 г. он пишет рассказ «Взрыв». В нем писатель высказал гипотезу о том, что тунгусская катастрофа в 1908 году — не что иное, как взрыв космического корабля, использовавшего атомную энергию.

Тайна тунгусского метеорита будоражит ученых. К месту взрыва отправляют экспедицию за экспедицией. Интересно, что в одной из экспедиций, благословленной самим Королевым, участвовал будущий космонавт Георгий Гречко. Всем хотелось восстановить историю метеорита и, если повезет, найти кусочек взорвавшегося космического корабля. С тех пор идея межпланетных сообщений и контактов с внеземными цивилизациями стала основной для творчества писателя-фантаста.

Он стал собирать свидетельства возможных посещений Земли обитателями других планет, которых находилось все больше и больше. К Казанцеву потянулись одержимые идеями неземных цивилизаций со всех сторон света. Японские ученые из Токио прислали писателю коллекцию статуэток из обожженной глины — «догу». Керамические древние божки в современных скафандрах, сделанные четыре тысячи шестьсот лет назад! Было о чем подумать и фантастам, и ученым.

Приезжали авторы книг о пришельцах с других планет. Побывал у советского фантаста и швейцарец Эрик фон Дэникен, собиравший материалы для своего фильма «Воспоминание о будущем». Многие и сейчас помнят о буме в СССР, вызванном прокатом фильма. Почти все материалы для этого фильма были предоставлены фон Дэникену Александром Петровичем.

Творческое наследие Казанцева огромно. Это и романы, и повести, и рассказы. В 1962 году по его сценарию режиссером Павлом Клушанцевым был снят художественный фильм «Планета бурь».

Мне тоже посчастливилось поработать в творческом содружестве с Александром Петровичем. Как соавторы, мы написали и поставили на радио музыкальную пьесу «Электронное сердце», научно-популярный фильм «Человек, спорт, наука» и другие. В них утверждались огромные возможности человечества и то, что все равно никогда в будущем машина не заменит человека. Во многих романах Казанцева эта мысль проходит лейтмотивом.

Каждый роман — предупреждение человечеству беречь хрупкий окружающий его мир. Кто читал роман «Фаэты», помнит, что обитатели этой планеты, развязав между собой атомную войну, взорвали и себя, и свою планету. И вместо «Фаэтона», которая, по предположению фантаста, должна быть между Марсом и Юпитером, сейчас лишь кольцо астероидов, похожих на ее обломки.

Он мечтал о мире, где не было бы никаких войн и вражды, не было бы разделения на богатых и бедных. Иисуса Христа Александр Петрович считал первым коммунистом на земле.

Вечерами мы часто сиживали в его кабинете и мечтали о прекрасном будущем человечества и планеты Земля. Он назвал меня названым сыном, а я его — названым отцом. Я поражался остроте памяти и глубине мысли этого человека. Поистине энциклопедист XX века!

На таких столпах культуры и держатся человечество и его будущее.

 

Юрий СЕНЧУКОВ,

кинорежиссер.

Москва.

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ"  N 103 (12876), вторник, 5 сентября 2006 г .