КАЗАНЦЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ один из основоположников советской научной фантастики. За сценарий научно-фантастического фильма «Аренида» был удостоен премии. В 1939 г. был опубликован его роман «Пылающий остров». 45-летняя творческая деятельность А. П. Казанцева в области научной фантастики отмечена г. специальной премией Союза писателей РСФСР.

НЕТ БЕЗ ФАНТАЗИИ НАУК!

У научной фантастики есть свои законы. Находясь на переднем крае науки, она воспроизводит научные достижения, а порой рождает идеи, которыми может воспользоваться наука; она существует не только для развлечения, не для отвлечения, а зовет к грядущему, к новым достижениям науки и техники, подсказывает и предсказывает их.

Замечательный советский фантаст и ученый Иван Ефремов, автор многих прославленных романов и рассказов, в коротеньком рассказе «Тень минувшего» (1945) поведал о том, как при определенном освещении оголившихся древних пород возникало объемное живое изображение словно бы на самой деле появившегося гигантского динозавра. Читателя это ошеломило, а молодого ученого, ныне члена-корреспондента Академии наук СССР Юрия Денисюка заинтересовало, дало, по его словам, толчок для открытий в области голографии (см. «Курьер ЮНЕСКО», апрель, 1981).

В Якутии советские геологи в 50-х годах обнаружили алмазы совсем так, как это описал все тот же Иван Ефремов в рассказе «Алмазная труба» (1945), обосновав — как ученый — гипотезу о местонахождении алмазов и показав — как художник — способ найти их.

Не перечесть научных и технических прогнозов Жюля Верна! Достаточно вспомнить лишь о его «Наутилусе». Около ста его «фантастических» предвидений впоследствии сбылись на практике.

Герберт Уэллс в «Борьбе миров», а вслед за ним Алексей Толстой в «Гиперболоиде инженера Гарина» предвосхитили создание лазера, который ныне сулят невиданные успехи науки и техники, но и невиданные разрушения.

Советский фантаст Александр Беляев в повести «Голова профессора Доуэля» (1925) предсказал возможность трансплантации человеческих органов. Советский ученый профессор Сергей Брюхоненко спустя десятилетия потряс мир своим дерзким опытом, пришив голову одной собаки к туловищу другой. В наше время наука уже пошла по пути имплантации чужих органов. Весь мир следил за новаторскими операциями профессора Барнарда по пересадке сердца, и такая операция сейчас стала если не обычной, то уже привычной.

В рассказе «Ни жизнь, ни смерть» (1926) Александр Беляев предвосхитил явление анабиоза. Другой советский писатель Юрий Долгушин в «Генераторе чудес» (1939) впервые поднял вопрос о возможном возврате к жизни умерших. Они за десятилетия предсказали появление ныне всем знакомой реанимации!

Старейший американский фантаст Хьюго Гернсбек рассказал в своих романах об устройстве телевизоров тогда, когда о них и речи не было, о множестве вошедших впоследствии в жизнь технических новинок, а также и об угрожающих жизни человечества атомных войнах. Этот фантастический прогноз сейчас настолько реален и опасен, что никто не должен остаться в стороне от борьбы с ядерной угрозой, грозящей самому существованию жизни на Земле. Только голос всего человечества может остановить это «безумие Разума».

Собственноручный эскиз космической ракеты К.Э.Циолковского (1857-1935), советского ученого и изобретателя, впервые указаышего рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения в своем основополагающем труде по космонавтике "Исследование мировых пространств ракетными приборами" (1903)Повесть Константина Циолковского «Вне Земли», вышедшая в начале нашего века, была насыщена такими научно обоснованными идеями, что заложила теоретический фундамент космонавтики и в СССР, и в США.

Космический путешественник отправляется в империю Солнца. Иллюстрация к роману Сирано де Бержерака "Государства и империи Солнца"Пожалуй, самым удивительным феноменом в научном прогнозировании надо считать Сирано де Бержерака, который 300 с лишним лет назад в своих «Комических историях» — «Иной свет, или Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца» наряду с веселыми и едкими остротами щедрой рукой рассыпал такое, что казалось его современникам слишком уж нелепыми шутками озорника. Он предложил для межпланетных путешествий многоступенчатые ракеты, учел невесомость, парашютирующий спуск; он уверял, что человеческий организм будто бы состоит из клеток.

Более того: за несколько десятилетий до микроскопа Левенгука и за два с лишним столетия до открытий Пастера и Мечникова, создавших микробиологию, Сирано де Бержерак утверждал о существовании микробов, с которыми в нашей крови борются антитела. Он рисовал и лампы в виде светящихся баллонов (электрические?), удивительные говорящие книги, закрепляемые на ухе в виде серьги и звучащие, начиная с той главы, которую вы мысленно пожелаете.

При этом Сирано уверял читателей, что со всем этим его познакомил будто бы сын Солнца (инопланетянин?), не боясь утверждать это во времена, когда свежо еще было в памяти сожжение на костре инквизиции Джордано Бруно за еретические мысли о бесчисленном множестве миров во Вселенной.

Придя в литературу из науки, я посвятил себя научной фантастике, где остался и ученым в инженером; ряд идей, высказанных мной десятилетия назад, реализуются современностью. Например, идея об использовании сверхпроводимости для накопления энергии («Пылающий остров», 1939), о подводном плавающем туннеле («Арктический мост», 1941), который пока пролег не через Северный полюс, а по проекту японских инженеров сооружается между островами Хонсю и Хоккайдо; есть, как известно, и проект туннеля под Ла-Маншем.

В 1908 г. в бассейне реки Подкаменная Тунгуска упал метеорит, вызвав взрыв, равный по мощности взрыву 30-мегатонной водородной бомбы. До сих пор, по прошествии почти 80 лет, в районе его падения лежат стволы тысяч деревьев, поваленных взрывной волной. В своем рассказе "Взрыв" автор данной статьи высказал предположение, что причиной катастрофы был не упавший метеорит, а разбившийся инопланетный космический корабль; эта гипотеза вызвала широкий интерес не только писателей-фантастов, но и ученыхВ рассказе «Взрыв» (1946) я высказал предположение о том, что не метеорит произвел огромные опустошения на площади около 2000 км2, упав в бассейне реки Подкаменная Тунгуска (Восточная Сибирь) в 1908 г., а все это могло стать следствием аварии инопланетного космического корабля. «Взрыв» возбудил воображение не только фантастов, но и ученых. Гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Палеокосмонавтика, изучающая следы контактов с космическими пришельцами в древности, привлекает меня как фантаста не только своей романтичностью, но и возможной доказательностью.

«Великий бог марсиан»Некоторые ученые, не занимающиеся этой проблемой всерьез, тем не менее утверждают, что доказательств реальности былых внеземных контактов нет, и считают поэтому неэтичным заниматься проблемой, хотя это не совсем так. Стоит только обратить внимание на немалое число аргументов в пользу этого предположения. Правда, существуют и спекулятивные, мало или совсем не обоснованные псевдодоказательства, истинная же фантастика строится исключительно на достоверности невероятного.

Французский ученый Анри Лот обнаружил в Тассили (Сахара) наскальный рисунок многотысячелетней давности, почти в шутку назвав его «Великий бог марсиан». За тысячи километров от Африки, в Японии, на острове Хоккайдо, была найдена каменная скульптура Изготовленная 4500 лет назад терракотовая статуэтка, или догу, найденная на острове Хоккайдо (Япония) «Великого бога марсиан» того же периода. Поблизости были обнаружены статуэтки из обожженной глины — догу, что в переводе означает «балахон, закрывающий с головой», т. е. современный скафандр. Радиоуглеродным методом определен их возраст — 4500 лет. Значит, статуэтки сделаны предшественниками японцев — айнами.

Но «пришельцы», надо полагать, оставили о себе не только сделанные с них «портреты». Сохранились и предания. Так, в Египте бог  Тот считался покровителем науки и писцов. По преданию, он якобы прилетел с Сириуса, Из древних сказаний догонов, первобытного племени африканских скотоводов, существующего и поныне, можно сделать вывод, что Сириус не только двойная звезда, как это обнаружилось лишь в Рамзес II предлагает вино Тоту - древнеегипетскому богу с головой ибиса, покровителю наук и писцов. Релькф в главном храме Абу-Симбела наше время, но и тройная! Вселенная, по догонам, произошла из одного «яйца», т. е. атома, участвовавшего в первовзрыве, к чему склоняется часть современных астрономов. И не потому ли в Египте был введен календарь, связанный с Сириусом, с его пятидесятилетним циклом (периодом обращения)? И не потому ли в оставленных богом Тотом изумрудных таблицах  при их расшифровке сталкиваются с намеками на некоторые основы теории относительности, атомного строения вещества и других современных знаний?

Чем объяснить, что массы пирамид Хеопса, Хефрена и Миккарина относятся друг к другу, как массы планет Земля, Венера, Марс? Как объяснить, что высота пирамиды Хеопса ровно в миллиард раз меньше (чем бы ее ни измерять!) среднегодового расстояния между Землей и Солнцем? Как могли древние египтяне, не обладая оптическими приборами, вычислить эти величины?

Крышка саркофага, созданного 1300 лет назад в период культуры майя и обнаруженного в "Пирамиде храма надписей" (Паленке, Мексика), расценивается Эриком фон Деникеном как немаловажное доказательство гипотизы о том,что древние мифологии представляют собой искаженные свидетельства деяний внеземных пришельцев. Эрик фон Деникен намеренно закрасил черным цветом отдельные места репродукции рисунка на крышке саркофага, чтобы подчеркнуть сходство изображенного на нем человека с космонавтом, откинувшимся назад перед стартом ракеты.В Мексике, в «Пирамиде храма надписей», принадлежавшем народу майя, был обнаружен саркофаг, закрытый каменной плитой с изображением человека, поза которого совпадает с положением космонавта при взлете ракеты: нога лежит как бы на педали, а рука на пульте. Есть специалисты по палеоконтактам, которые полагают, что на рельефе майя изображена конструкция ракетоподобного аппарата. Орнамент рисунка, расшифрованный по методу ленинградского ученого Ю. Кнорозова, оказался состоящим из космических символов.

В саркофаге нашли три маски, имеющие одну особенность, — нос начинается выше бровей. Я назвал их «носолобыми». Антропологи заверяют, что на Земле нет этноса с подобным признаком. Кстати, упомянутый бог Тот имел в Египте второе имя — Носатый. Его изображения выполнены в виде птицы ибиса с клювом (носом!), начинающимся выше бровей. У примитивных древних скульптур азиатского происхождения нос у людей тоже начинается выше бровей. Не дает ли это пищу фантазии?

Пусть фантазия служит стимулом, другом, помощником каждому из нас, ибо только человек обладает воображением и может представить себе то, чего нет, преодолев мыслью даль времен и расстояний, может создавать новое, никогда не существовавшее, двигать науку вперед. Без фантазии нет наук!

 

Александр Казанцев

"Курьер ЮНЕСКО", декабрь 1984