Журнал «Юный Техник» №6 1960
Отдел ведут: кандидат в мастера А. ИГЛИЦКИЙ и мастер Е. УМНОВ
Многие из вас зачитывались увлекательными научно-фантастическими романами А. П. Казанцева. «Пылающий остров», «Арктический мост». «Полярная звезда», «Гость из Космоса» — наиболее известные произведения этого популярного писателя.
Многочисленные любители шахмат с не меньшим интересом решают и разбирают увлекательные этюды шахматного композитора А. П. Казанцева.
Немногие, однако, знают, что писатель Казанцев и мастер спорта по композиции Казанцев — одно и то же лицо.
Инженер по специальности, в довоенные годы — главный инженер одного из научно-исследовательских институтов электропромышленности, Александр Петрович Казанцев рано увлекся литературной работой и стал затем профессиональным писателем.
Еще раньше, пожалуй, он увлекся творчеством в области шахмат.
Его первые композиции появились в шахматных журналах в начале 30-х годов. Количество составленных им произведений невелико — примерно полусотня, большинство из них отмечены на конкурсах, и некоторые — высшими отличиями. За успехи в соревнованиях ему было присвоено звание мастера спорта по шахматной композиции. На первых порах своего шахматного творчества Казанцев интересовался задачами. Одна из его задач, составленная совместно с Л. Староверовым, завоевала первый приз на конкурсе составления, проведенном журналом «Шахматы в СССР» в 1933 г. Она приведена на диаграмме 1.
После первого хода
1. Л4b5 , атакующего поле е5, может играть белый конь g6, создавая угрозы мата на d7 или h5. Непосредственно после первого хода грозит только 2.Ке5 и затем 3.Kd7X, тогда как на 2.Кf4 у черных достаточная защита развязываемым слоном: 2. ...Cd5. Зато, когда черные, защищаясь от угрозы, перекроют этого слон , играя 1... Кe4 , становится возможным 2. Кf4 (с угрозой 3.Кh5Х) и затем 2... Кc5 3. Кde6# с развязыванием второй перекрытой черной фигуры — ладьи c6. 1-0 Подобная идея повторяется и в варианте
В дальнейшем Казанцев оставляет задачи и работает только над этюдами. Однако былой интерес к задачам накладывает отпечаток на характер его этюдного творчества. Он много работает над перенесением задачных идей в область этюда. Наивысшим его достижением в этом направлении является этюд № 2.
1. Кc2 У белых сильные проходные пешки, но черные грозят матом. 1... Сg7 2. c7 Лc6 3. a7 Л:c2 (возобновляя угрозу мата; интересно опровергается попытка черных выиграть путем 3. ... a2; белые жертвуют фигуру н точке пересечения линий действия черных слон и ладьи: 4. Сс3! — в этом и состоит задачная тема Новотного; если черные возьмут слоном 4. ... С:с3 — используется перекрытие ладьи: 5.a8=Ф a1=Ф+ 6.К:a1, и у черных нет хода Лc1, если же берет ладья 4. ... Л:с3, то 5.a8Ф а1Ф+ 6.Ф:a1, и перекрытый ладьей слон не может взять ферзя) 4. Сd2 a2 5. a8=Ф a1=Ф+ 6. Ф:a1 С:a1 7. c8=Ф+ Л:c8 (белые заставили обе черные фигуры перейти через критическое поле с3 и теперь снова осуществляют тему Новотного) 8. Bc3! черные пытаются обойти слона 8... Лb8 , но тогда он жертвуется на другом поле (слона нельзя брать ни ладьей: 8... Л:c3 9. h8=Ф+ Крg4 10. g7 с ничьей , ни слоном: 8... С:c3 9. g7 С:g7 10. h8=Ф+ С:h8 - из-за пата) 9. Сb2! , если 9... Лd8 , то 10. Сd4 Лe8 11. Сe5! и ничья, так как черные ничего не могут противопоставить повторяющейся жертве слон . Здесь осуществлен парадоксальнейший замысел — задачная комбинация Новотного вечно осуществляется на разных полях большой диагонали.
Необычность сопровождает Казанцева во всех его лучших этюдах.
В следующем этюде № 3 (Диаг. 4) снова парадоксальный замысел.
1. Лb7 Фe5 2. Сd1+ Крa5 3. b4+ Крa6 4. Сe2+ (первая жертва, чтобы освободить путь пешке a7) 4... Ф:e2 5. Крb8 Фe5+ 6. Крc8 Фe8+ 7. Крc7 С:d5 8. a8=Ф+ (вторая жертва, белые готовят матовую позицию). 8... Ф:a8 9. Лb6+ Крa7 10. b5 (грозит мат на a6). 10... Сb7 11. Лa6+ (третья жертва — белые отдают последнюю фигуру). 11... С:a6 12. b6# — у черных подавляющий материальный перевес, но белая пешка торжествует победу.
Посмотрите на позиции, приведенные на рис 4 и 5. Какое отношение они могут иметь друг к другу... Кроме королей, в них нет ни одной повторяющейся фигуры. А между тем позиция рис. № 5 является финалом этюда, приведенного на позиции рис. № 4.
рис.4 | рис.5 |
Фантазия? Убедитесь сами.
1. d6 Кb5 2. d:e7 Крe5 3. e8=К (предупреждая вилку 3. ...Kd6+ и нападая на слона) 3... Сh8 4. h7 a3 (черная пешка неудержима). 5. Крg8 Кр:e6 (чтобы не допустить ничьей после 5... a2 6. Кр:h8 a1=Ф 7. Крg8 , черные запирают белого короля в углу). 6. Кр:h8 Kf7 (но теперь белые играют на пат). 7. Кd6+ Крf8 ( 7... К:d6 пат) 8. К:b5 a2 9. Кd4 (удержать пешку нельзя, но можно запретить ей стать ферзем) 9... a1=Л ( 9... a1=Ф — пат со связанным конем) 10. Кe6+ Крf7 11. Кd8+ Крg6 (иначе вечный шах) 12. Крg8 Лa8 (грозя матом и не позволяя теперь уже белым делать ферзя, но... для ничьей достаточно и коня) 13. h8=К+ Крh5 14. Кhf7 , и создалась ничейная позиция, изображенная на рис № 5.
В результате тонкой, обоюдоострой игры на доске произошла сказочная метаморфоза — исчезли все стоявшие в начальной позиции фигуры и появились совершенно новые.
Фантаст среди писателей, Казанцев является фантастом и среди шахматных композиторов.