"Задачи и этюды" 2003,  вып. 29

ПАМЯТИ А.П.КАЗАНЦЕВА

Фото: А.П.Казанцев (первый слева) на конгрессе по композиции в Пи­ране в 1958 году. Второй справа - будущий президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес (уникальная фотография, ранее в нашей прессе не публико­валась!)

 

Главная черта истинного художника - это неудовлетворенность собой.

По Сократу

 

Этот эпиграф Александр Петрович привёл к своей новелле «Истинный художник» («64 - ШО», №5, 1998), посвящённой одной из самых памят­ных страниц его творческой биографии. Но об этом позже.

Первое прикосновение к шахматной композиции у Казанцева случи­лось в период «шахматной горячки», связанной с проведением I Москов­ского международного турнира и участием в нём легендарных Эм. Ласкера и Х.Р. Капабланки. Именно с середины 20-х годов прошлого столетия Казанцев стал больше уделять внимания шахматам. В то время он проживал в Сибири и был студентом Томского технологического института (окончил в 1930 г.).

В 1926 году Казанцев публикует свой первый этюд в омской газете «Рабочий путь». Правда, в первоначальном виде конь белых стоял на g3, а чёрная пешка - на аЗ. (№1. А. Казанцев, 1926 Диагр. 1)

Из-за дуали 1. Ке2 (f5) решение этюда приводим со второго хода:

1. Кd4! a1=Л! 1... a1=Ф - пат 2. Кe6+ Крf7 3. Кd8+! 3. Кg5+? Крg6 3... Крg6 4. Крg8 Лa8 5. h8=К+! Крf6 6. Кhf7 ничья. Для начала - совсем неплохо: два взаимных превращения в малютке!

Но это ещё не поступь будущего корифея шахматного этюда.

Учёба и практическая игра несколько отодвинули интерес молодого Казанцева к композиции. Однако шахматный вирус было уже не остано­вить. С калейдоскопической быстротой он проникал даже в самые отда­ленные уголки нашей страны. Шахматные отделы были открыты прак­тически во всех газетах, а конкурсы решения и составления задач и этю­дов стали одним из стимулов для начинающих композиторов, чтобы добиться публичной известности и признания.

Казанцев пробует силы в заданном жанре - его публикации появляют­ся в шахматных отделах газет Томска, Новосибирска и Омска. Двуххо­довка №2 получает высшее отличие на конкурсе «Советская Сибирь» в 1928 г. (№2. А. Казанцев, «Советская Сибирь», 1928, 1 приз. Диагр 2.)

1. Кc5! Угроза 2.Фc3х.

Идейные варианты:

1... Л:c5

1... Лe3 2. Ф:d6х,

1... Кe4 2. К5e6х,

1... Кd5 2. К7e6х,

2. Фf4х.

Задача на конкурсе была представлена под девизом «полусвязка».

Историческое решение Всесоюзной шахматной секции (1926 г.) о создании «Общества любите­лей шахматных задач и этюдов» (председатель - Л. Залкинд) сыграло качественную роль в дальнейшем развитии отечественной композиции. В журнале «Шахматы» №6 за 1926 год Л. Исаев отметил: «В связи с широ­ким распространением шахматной игры вообще и ростом и углублением интереса к шахматной задаче и этюду за последние годы в частности, насущная необходимость в создании данного общества сказывается те­перь с особенной силой. Появилось много начинающих композиторов и любителей, объединение которых на основе взаимного сотрудничества и руководства со стороны опытных мастеров и является основной целью общества».

Регулярно начал выходить сборник по композиции «Задачи и этюды», включавший все её жанры.

За период 1927 - 1930 г.г. увидели свет 8 сборников с оригинальными материалами (разнообразные статьи, конкурсы, предложения и т.п.). Так, в выпуске №7 за 1929 год опубликована заметка А.П. Казанцева «В по­рядке обсуждения». Её автором вносилось предложение о создании при сборнике «3. и Э.» специального отдела зарубежных достижений, где помещались бы лучшие из премированных на зарубежных конкурсах задачи и этюды.

В этом же номере опубликована его двухходовку, а в следующем году его задача в соавторстве с Л. Староверовым получает 3-й приз в VII кон­курсе двухходовых задач сборника «3. и Э.» (итоги подведены в VIII выпуске).

№3. А.Казанцев, Л.Староверов «Задачи и этюды», 1930, 3 приз. Диагр 3.

№3. 1. Лe3 Создаёт угрозу 2.Фе2Х и предотвращает защиту чёрных 1...Фе7! 1... Кb:d4 1... Кc:d4 2. Сb5Х 1... Ф:d4 2. Сe5Х 1... Кe5 2. Сb5Х 2. b3Х

Присуждали конкурс В. Калина и В. Шиф: «Тема - полусвязка + защита Нитвельта недостаточно оригинальна. Технически задача сделана хоро­шо. Труден выбор первого хода из-за наличия ложных следов».

Чтобы завершить разговор о творческих достижениях Александра Петровича в области заданной композиции, приведём ещё одну его со­вместную работу с Л. Староверовым из конкурса памяти Л. Исаева, отме­ченную Арвидом Куббелем 2-м призом в разделе трёхходовых задач.

№4. А.Казанцев, Л.Староверов МК Л.Исаева, 2 приз. Диагр 4.

№4. 1. Л4b5! - с тихой угрозой 2.Ке5 и 3.Кd7X.

Особенно ценен вариант 1... Кe4! 2. Кf4! Кc5 3. Кde6X

1... Лd6! 2. Кf4 Сd5 3. Кde6Х

«Очень интересное углубление двухходовой темы Гутгарта. В цен­тральном варианте тема проходит дважды...» (А.Куббель.)

И довесок: 1... Кc4 1... e6 2. К:c6+ 1... Л:b6 2. Л:b6+ 2. h:g4 *

После этого Казанцев раз и навсегда переводит стрелку шахматных часов на этюд. Хотя первоначально этот выбор был ещё неосознанным.

С позиции №5 (№5. А.Казанцев, Ю.К. А.Троицкого, 1930, 5 приз Диагр.7) родился Казанцев как этюдист. Ещё в юности он увлёк­ся вызовом тогда уже маститого этюдиста А.О. Гербстмана создать такой этюд, где белые вынуждали пат, замуровав собственного ферзя.

№5. Конкурс, посвящённый А.А.Троицкому («3. и Э.», 1930, судья - сам Троицкий).

1. Сf5 Сh2 2. Фa1! e1=Ф 3. Сb1 Фd2+ 4. Сc2 f1=Ф - пат

Арбитр конкурса А.А.Троицкий тепло отозвался об этюде молодого автора, при этом подчеркнув: «Очень желательно, чтобы автор ещё раз вернулся к этой теме и поискал более простую позицию. Последнее сло­во, видимо, ещё не сказано». Отеческое пожелание корифея шахматного этюда во многом определило дальнейшее шахматное творчество Казан­цева. Ну а завет Троицкого был в конце концов выполнен - см. №7.

Впрочем, в истории этого этюда есть ещё один эпизод. Первая попыт­ка улучшения этюда осуществлена Р.Н. Александровым (№6) в его статье «О способах улучшения этюдов», опубликованной в журналах «Шахма­ты в СССР», 1932, №№ 11 и 14. Александров несколько расчистил клубок фигур в правом нижнем углу и создал предварительную игру, в ходе ко­торой белый король сделал два хода и пришёл на поле превращения. Однако эта игра была грубовата и носила форсированный характер. (№6. Р. Александров «Шахматы в СССР», №14, 1932 по А.Казанцеву (исправлен Н.Кралиным и О.Перваковым) Диагр.8,9)

1. Фa1+ Кb2+ 2. Кр:b3 a4+ 3. Кр:b2 e1=Ф Только после грубого и форсированного вступления начинается кое-какая этюдная игра:

4. Сb1! (4. Сd1? Крh7 5. Сc2+ Крg7 6. Сd1 К:e6 с выигрышем.) Теперь на 4... f:e3 следует мотив «белого клапана» 5. Крc2+ Крh7 6. Крb2+ Крg7 7. Крc2+ Крh7 8. Крb2+ с вечным шахом. К ничьей ведет и попытка обострить игру путем 8... Кg6 9. h:g6+ Крg7 10. Крc2+ Кр:g6 11. Фd4 Ф:b1+ 12. Кр:b1 f1=Ф+ 13. Крc2 Ф:f3 или 13... Фe2+ 14. Крc3 Ф:f3 15. Ф:a4

4... Фd2+ 5. Кc2 Кd7 (ловушечный ход) 6. f8=Ф+ К:f8 - пат

№7. А.Казанцев, Конкурс ФиС Чехословакии, 1954, 4 приз (исправление И. Кралина и О.Первакова) (Диагр. 10)

1. Фa1! 1. a5 d1=Ф+ 2. Крf2 (g2) 2... Фd2+ 1. Ф:d2? С:d2 2. Кf2 Сb4-/+ 1... d1=Ф+ 2. Крg2! Фd2+ 2... c3 3. Фa5 d2 (3... Фe2+ 4. Сf2 Фe8 5. Кf6 Фc8 6. Фh5 Сa4 7. Кd5 Сc6 8. Крf1) 4. Кf2 c2 5. Фc5 Фf3+ 6. Кр:f3 d1=Ф+ 7. К:d1 c:d1=Ф+ 8. Крf2 Фd2+ 9. Крf1 Фf4+ 10. Крe1 Фe4+ 11. Крf2 Фc2+ 12. Ф:c2 С:c2 13. Сd8 3. Сf2! 3. Кf2? c3! 4. Фa5 c2 и 5. Фg5 3... Сb2! 3... c3 4. Фa5 Фg5 5. Ф:c3 4. Фh1! 4. Фf1 Сa4 5. Крg1 Фc1 4... Фd1 5. Сg1 5. Сe1? Кр:a7 6. Кe3 Фh5 7. Крg1 Фg6+ 8. Крf1 Фf7+ 9. Крg1 (9. Сf2 Сd4 10. Фe4 Сb6 11. Кf5 d2 12. С:b6+ Кр:a6) 9... Фd7 10. С:h4 Сd4-/+ 5... Фe2+ 5... Фe1 6. Крf3 Сc1 7. Кe3 Кр:a7 8. Крg4 Фe2+ 9. Кр:h4 6. Кf2 - пат. №7, особенно на фоне №5 и №6 - настоящий шедевр. Всё легко, создание патовой картины совершенно непринуждённое.

№8 из матча Москва-Ленинград, 1933 год. (Диагр. 11) Итоги матча приведены в «64 - Шахматы и шашки в массы», №8, 1933. Тема: борьба белого слона против чёрного коня. Выступавшие в этом матче на первой доске А. Гурвич (Москва) и В. Корольков (Ленинград) этюдов не представили, за что получили от организаторов порицание. 

Александр Петрович любил выступать в командных соревнованиях и очень ответственно к ним подходил.

1. f6 g:f6 2. h5 Кc3+ 3. Крa1! Кd5 3... Кe4 4. h6 Кd6 5. Сc4 4. h6 Кe7 5. Сc8 Крc3 6. Сf5!

№9. (Диагр. 12-14) Приведём и этюд соперника Казанцева по 4-й доске известного композитора Дмитрия Федоровича Петрова (арбитр А. Гербстман прису­дил ничью: Казанцев и Петров получили по пол-очка, как в обычной партии), тем более что аналогов матчу Москва - Ленинград по этюдам в мире долгое время не было. Этюд во избежание дефекта дан после перво­го хода.

1. b3+ Кр:b3 1... Крd4 2. a5+/- 2. a5 a2+ 3. Крa1 Кf6 4. a6 , и три варианта с жертвами слона: 4... Кd7 5. Сc5!

4... Кe8 5. Сd6!

4... Кg4 5. Сh6!

Огромный успех принесли А. Казанцеву этюды № 11 и особенно №10.

№10. А.Казанцев III пер-во СССР, 1949-50, 1-е место (Диагр. 15)

1. Кc2 Сg7 2. c7 Лc6 3. a7 Л:c2 4. Сd2 a2 5. a8=Ф a1=Ф+ 6. Ф:a1 С:a1 7. c8=Ф+! Л:c8 8. Сc3 Лb8 9. Сb2 Лd8 10. Сd4 Ничья. Впервые в этюдной практике реализовано вечное перекрытие Новотного.

№11. А.Казанцев II пер-во СССР, 1947-48, 4-е место МТ М.Чигорина, 1949, 1-й приз (исправление Н.Кралина и О.Первакова) (Диагр. 16)

1. Крf7 Сf6 2. e8=К Сh8 3. Крg8 Кр:e6 4. Кр:h8 Крf7! 5. Кd6+ Крf8 6. К:b5 и т. д. согласно автору. Эта позиция есть у Киви, но ведь до него был тот же Казанцев, впоследствии доработавший свой этюд!

Своё творческое кредо Александр Петрович охарактеризовал сле­дующими словами: «Бесспорно, любое художественное произведение есть овеществлённое чувство, каждый этюд - это эстетический объект. Осно­воположником же эстетики этюда считаю А. Гурвича. Я стремлюсь выра­зить в произведениях неожиданные и парадоксальные комбинации, не забывая при этом о чувстве меры. Право на существование в искусстве имеет только то, что привлекает аудиторию, а не отталкивает её».

Сложные, а порой и вовсе фантастические замыслы неизменно увлека­ли А.П. Но профессиональная деятельность отнимала много сил и энер­гии. Свободного времени на любимое увлечение оставалось не так мно­го, поэтому-то число составленных этюдов у Казанцева не столь велико. Отсюда же и дефекты в некоторых его произведениях. И хотя в последние годы жизни А.П. очень гордился своим электронным помощником - программой Chessmaster (из всех её версий игры отдавая предпочтение игре по Талю), компьютер порой не понимал удивительные замыслы Художника.

«Творя этюды, я отдыхаю, композиция переносит меня в чуждую стра­даний область. Составив этюд, я, воодушевлённый и обновлённый, воз­вращаюсь к писательским делам. Композиция не только не мешает писа­тельскому творческому процессу, а, наоборот, способствует появлению и росту вдохновения», - думаем, к этим словам Казанцева могут присоеди­ниться многие композиторы.

Вклад Казанцева в развитие отечественной композиции огромен.

15 лет (1950-1965 г.г.) он возглавлял Центральную комиссию по шах­матной композиции, был одним из инициаторов создания Постоянной комиссии по композиции при ФИДЕ. По его инициативе эта комиссия начала издавать «Альбомы ФИДЕ», ввела международные звания. Кста­ти, сам Казанцев носит почётные звания международного мастера и меж­дународного арбитра по композиции,

Итогом шахматного творчества видного деятеля культуры стала из­данная в 1975-м и затем переизданная в 1983 году книга «Дар Каиссы» - новаторский сплав фантастики, изобретательства и композиции. Для всех «жрецов Каиссы», как называл А.П. Казанцев своих собратьев по этюдному искусству, эта книга - бесценный подарок уже потому, что героем литературного произведения впервые стал этюдист.

Этюдное наследие А.П. Казанцева, как и наших признанных мастеров вообще, требует дальнейших исследований. Вспомните, какой резонанс вызвало в свое время обращение Р. Кофмана к композиторам с просьбой пересмотреть творчество М. Либуркина и исправить его дефектные про­изведения! Да и сам Александр Петрович призывал бережно относиться к этюдному наследию,

Он выступал за широкие дискуссии по творческим вопросам. Его сло­ва: «Дискуссии нужны всегда и везде, в любой области - в науке, искусст­ве, в хозяйственной деятельности. То же - и в композиции. Знаменитое изречение Руссо гласит: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один», - напутствие нам и последующим поколениям композито­ров.

В заключение наше небольшое посвящение А.П. Казанцеву.

№12. Н.Кралин, О.Перваков (публикуется впервые) (Диагр. 17)

1. f3 (но не 1.f4? во избежание будущего пата) 1... Кf2! Белые открыли две линии, а чёрные их по-задачному перекрывают! 2. Ф:f2 Кc4 3. Фb2+ К:b2 4. Сd4 Фa3 5. h6 С:b5 6. h7 Сa4 7. h8=К! ( 7. h8=Ф? b5!? и чёрные замуровали ферзя и слон - ничья) 7... Сe8 ( 7... b5 8. Кg6 f:g6 9. f7+- ) 8. Сe5! (опять не попадаясь на 8.f4?) 8... Сa4 9. Кg6 b5 10. Сd4! f:g6 11. f7! g:f5 12. f8=Ф с распатованием чёрных и победой.

 

Николай КРАЛИН (Москва), международный гроссмейстер

Олег ПЕРВАКОВ (Москва), международный гроссмейстер