Из воспоминаний Александра Казанцева:
«Еще в студенческие годы я ощущал тягу к изобретательству и под влиянием профессора физики Б. П. Вейнберга увлекся созданием бегущего магнитного поля вдоль дороги, увлекающего вагоны или снаряды в стволе орудия. Молодым инженером, находясь в 1931 году в командировке в Москве, получил возможность продемонстрировать наркому Серго Орджоникидзе и замнаркому обороны М. Н. Тухачевскому модель изобретенного мной электрического орудия.
Чуткие ко всему новому, Орджоникидзе и Тухачевский увидели перспективу межконтинентальной стрельбы, и я был переведен с Урала под Москву на завод, где была создана специальная лаборатория, которую я возглавил.
В 1933 году эта лаборатория, по своему профилю электротехническая, была передана Всесоюзному электротехническому институту в Москве, где я, наряду с руководством своей темой электроорудий, стал начальником производства опытного завода ВЭИ.
Для электрического орудия, которым заинтересовался тогда академик В.Ф. Миткевич, в момент выстрела требовалась значительная мгновенная мощность. Появилась мысль использовать для этой цели в качестве «электрического маховика» конденсаторы, над которыми работал в ту пору в Ленинграде академик А. Ф. Иоффе, сразу увлекшийся таким возможным применением своей «Ниагары в спичечной коробке», которую он мечтал создать, используя свою теорию тонкослойной изоляции. К сожалению, эта теория оказалась неверной, требуемые конденсаторы не получились! Однако А. Ф. Иоффе открыл тогда нечто совершенно иное, сделавшее переворот в технике, — полупроводники. Электрические же орудия остались без электрического питания, поскольку энерговооруженность страны была еще недостаточна.
В те дни, по совету академика А. Ф. Иоффе, ко мне обратился директор Дома ученых в Ленинграде И. С. Шапиро и предложил использовать мои изобретательские идеи в фантастике, принять участие в конкурсе на сценарий научно-фантастического фильма, объявленном «Межрабпомфильмом» совместно с Домами ученых Москвы и Ленинграда.
Киносценарий «Аренида» (совместный с И. С. Шапиро) рассказывал об угрозе столкновения Земли с блуждающей планетой Аренида. В то время как в капиталистических странах бушевала паника, «советские страны» смогли уничтожить космическое тело снарядами из сверхпроводников невиданной мощи. Сценарий получил на этом конкурсе высшую премию. Фильм взялся поставить известный режиссер Эггерт.
Однако из-за его ареста 1938 году фильм так и не был поставлен, сценарий же его публиковался в газете «Ленинградская правда».
Детиздат в Москве, заинтересовавшись этой публикацией, отыскал меня и предложил написать на основе сценария научно-фантастический роман.
Нужно было обладать легкомыслием и дерзостью юности, чтобы взяться за такой сизифов труд, о котором я не имел ни малейшего представления. Достаточно сказать, что заказанный роман будет переписан от строчки до строчки одиннадцать раз, прежде чем обретет известную читателям форму.
Один раз в неделю, по средам, я ехал на электричке из Подлипок, затем на метро до «Дворца Советов» (который так и не был построен), чтобы прочитать очередную главу, жадно следя при этом за выражением лица читателя. Когда роман близился к концу, Кирилл Константинович Андреев (редактор) признался, что никогда в жизни не читал более обещающей и более беспомощной рукописи.
Весной 1938 года в газете «Правда» появилась статья первого секретаря ЦК ВЛКСМ товарища А. Косарева, где сообщалось, что ленинградские сектанты, прочитав в газете либретто «Арениды», объявили своей пастве о близком конце света и обязали паству отдавать все свое состояние пастырям, чтобы вымолить себе у Бога спасение. Я понял, что теперь печатать роман нельзя.
К тому же я заболел, все майские праздники провалялся в сорокоградусном жару и думал, думал, думал... Заменил космическую катастрофу всемирным пожаром, вызванным достижениями науки.
Так роман «Аренида» становился «Пылающим островом». В нем надлежало сохранить захватывающий сюжет и образы основных героев, Кленова и Вельта, представляющих двух представителей враждебных миров, стоящих перед общей гибелью. Существует пять окислов азота. Я представил себе шестой окисел, который отдает энергию, превращая воздух в огонь.
Наконец готовая рукопись была отправлена в «Детгиз», и Кирилл Андреев в ответном письме вопрошал: «Кто вам помог сделать лебедя из гадкого утенка?».
Тем не менее я еще долго тщетно пытался пристроить свой первый роман в какой-либо журнал или газету, и в семи местах получил отказ. Но с восьмой попытки его взяли в «Пионерскую правду» и печатали в течение 2 лет из номера в номер. Ценю я и то, что «Пылающий остров» печатался «с продолжениями» не только в «Пионерской правде», но и вскоре после окончания второй мировой войны — в газете французских коммунистов «Юманите».
А в 1941 году в «Детиздате» роман вышел отдельной книгой с рисунками Евгения Рачева, оказавшегося моим одноклассником по реальному училищу.»